Об Артеке Артековские байки Библиотечка Пресс-обзор Журнал «АРТЕК» Гостевая
Комиксы Фотоальбом Наши расследования Наши коллекции Форум Чат

О бедном вожатом замолвите слово...
(Или вожатые глазами вожатого)

Вожатый Дима КузьменкоНадоел этот Артек ужасно! Вроде бы дел навалом, а сижу и пишу всякую ерунду про него. Но когда говорят на разных форумах и в чатах, что современный Артек и не Артек вовсе, то нельзя ведь удержаться, чтобы не отстоять свою позицию. Не хочется отдавать так просто свой Артек без единого боя. Ведь мой Артек – это именно современный Артек. И думать, что он хуже, чем чей-то, честно говоря, не очень приятно. По-моему, он у каждого разный получается, но раз некоторые люди наезжают – надо защищаться. Вот возьму сейчас и как расскажу всю правду!..


Понятия не имею, как работали вожатые десять лет назад. Говорят, что хорошо. Не видел – не знаю, а верить на слово за просто так как-то не солидно. Вожатые КИПАРИСНОГО Ну, не могу я представить, как можно работать лучше тех современных вожатых, с которыми мне посчастливилось работать, и хоть всю жизнь заставьте педагогический дневник заполнять! Есть, конечно, совершенно левые личности, не понятно как попавшие в Артек, но это уже отдельная тема. Были они, наверное, во все времена и среди всех народов, как и будут всегда. Сейчас же хотелось бы рассказать именно о настоящих, по-моему, вожатых. Нет, даже не просто вожатых, а, не побоюсь громкого слова и груза ответственности, Вожатых с большой буквы, золотой надписью и т.д., и т.п.

К сожалению (наверное, все-таки к счастью!), работал я только в «Кипарисном», поэтому и знаю по большей мере вожатых лишь этого лагеря, но уверен, что и в других лагерях хороших людей навалом.

Моим первым напарником был Дмитрий Ховзун. И я очень благодарен, что это был именно он, поскольку многому, что я умею сейчас, научился именно от него. Не может быть ничего лучше, чем иметь в первую смену напарника, который не дает спать после ночного дежурства, будит в шесть утра, чтобы научить устройству шлюпки, да еще ко всему знает всех в Артеке и сам Артек, как семафор в любое время дня и ночи. С таким не расслабишься особо! Не припомню, чтобы он сам когда-то просился пойти отдохнуть, отоспаться. Какое там! Всю смену проработал от планерки до планерки. Хотя вру, раз как-то было, но пришлось его чуть ли ни пинками выгонять с отряда. Само по себе, разумеется, это еще не показатель. Каждый сможет так, особенно если постараться не закрывать глаз:Саша Домбровский пить много кофе или скотчем веки приклеивать ко лбу. Но такие жертвы вряд ли кому-то нужны. Да и для Димки это были вовсе не жертвы, это была, т.е. есть, его жизнь.

Видели бы вы, как он работал! Какая там усталость: постоянно веселый, шутками так и сыплет, с детьми морское дело учит, на флотилию бегает, всяки роли на общелагерных делах играть успевает. Дима всегда оставался на даче, пока все дети точно не улягутся, утром вставал до планерки и учился каратэ у одной девочки из нашего отряда. Когда он только спал? Я никак не мог понять, откуда у него столько энергии берется, пока сам не усвоил главного правила артенковца: только не садиться, ничего не делая. Самому ведь тоже не хотелось отставать от такого напарника, а то ведь дети все чувствуют, вот и пришлось волей-неволей учиться работать. Поначалу было трудно, но потом пришло что-то вроде прозрения, и я понял, что тоже могу не спать ночами, а потом с утра до вечера с детьми работать. Так и вошло в привычку торчать сутками на отряде. И честно говоря, работа тогда намного интереснее стает, если не считать, кто кого больше отдохнул, потому что никто вообще не отдыхает. Кроме того, конкуренция тогда ого-го как работать заставляет, а то отлучишься где-то, зевнешь, а напарники с детьми что-то новое придумали, какую-то новую фишку завели, а ты не в курсе, и тогда «до свидания, дети».

На массовках Димка был вообще незаменим. В этом я еще больше убедился в прошлом сезоне, когда работать пришлось без него, и массовки стали настоящим испытанием для меня. Честно говоря, большему из того, что знаю и умею в морском деле, именно от него я и научился. И просекать, вылавливать и предупреждать любое появление алкоголя на руках у детей я начинал именно с ним, как и взрослые намерения у взрослых детей. Здорово мы работали! Кстати, только с ним мы и взяли мой единственный кубок.

Потом появилась Лена Чибишева. Личность уже, наверное, легендарная для всех морских отрядов «Кипарисного» и не лишь его. Чего только не выдумывают про нее в других лагерях. Вожатая Лена ЧибышеваЧто ж, приоткрою немного завесу неизвестности. Надеюсь, что она не загипнотизирует меня после этого, поскольку является профессиональным практикующим психологом и, кроме прочего, владеет и гипнозом. Кроме того, талантливая поэтесса и просто целеустремленная сильная личность. Попробуй за такой угнаться, если работаешь с ней на одном отряде! Кстати, «Кипарисный» именно благодаря ей всегда за песню на соревнованиях получал дополнительный балл, и однажды именно этот балл слал решающим в борьбе за кубок. Разве не так рождаются легенды?

Представьте себе – накал страстей, трагизм, волнение, нервы, два лагеря идут дыхание в дыхание, и в конце концов все решает песня, к которой никто на соревнования и в серьез не относился-то. Прямо кино можно снимать: панорама флотилии, камеры, любовную историю еще какую-то приплести, а их в Артеке – хоть романы пиши – и минимум Оскар обеспечен, а если повезет, то еще и Кораблик дадут ( «Кораблик» - награда Артековского кинофестиваля – прим. «Артековец» ). Но это все в будущем, если продюсер подходящий найдется, а пока не это главное.

Ведь Лена просто напичкана какими-то вожатскими штучками. Дома она их придумывает, что ли (кстати, отработала уже четыре сезона)? Именно она – автор знаменитой кричалки «Я люблю свое весло!» (уважаемые вожатые других лагерей, если уже сами ничего придумать не можете и крадете чужие фишки, то хоть знайте, кто их автор). С детьми она разговаривает на каком-то своем особом сленге. Постороннему его вряд ли понять. Наверное, это какая-то особая конспирация, чтобы соперники нас не понимали. Приведу некоторые выражения из него, которые не угрожают, по-моему, разоблачением, с переводом и движениями, которые это все сопровождают (лень рисовать, так что воспользуйтесь воображением, как в учебнике по йоге или кун-фу):

джага-джага - (руки прямые, левая вытянута над головой, правая – перед собой, кисти расслаблены, трясутся) – древний индийский диалект, переводу не подлежит;

волшебный мешочек – загадочное место, куда исчезают после проверки комнат все вещи, которые находятся не на своих местах;

кто в танке? – вы не внимательны;

кто здесь? – кажется, кто-то чего-то не допонял;

наивные чукотские дети – те, кто не выучил перевода «кто в танке?» и думают, что вожатые этого не заметили;

палка – нецензурное выражение;

пи-пи, прием! – пожалуйста, обратите на меня свое внимание;

скин-крабы (руки согнуты в локтях, пальцы обоих рук сложены в «peace») – нам весело;

с ручника (правая рука резко сгибается в локте и отводится назад) – для тех, кто не понял значений «кто в танке?» и «наивные чукотские дети»;

трехфазный синхрофазотрон – что-то очень умное;

эротические партизаны – особы обоих полов, вылезающие перед отбоем в одних трусах в туалет;

я-я-яйцо! – осторожно, опасность.

Словарь, конечно не весь. Забывается многое, как не крути. Да и цели конспирации…

Вот что еще выдумала Лена: в начале смены очень задалбывает, когда все подряд кричат: «Вы, ребята, молодцы!». По сто раз отвечать и хлопать – не для первого отряда, вместо этого мы отвечали всегда «ста-ра-ем-ся!», «не воп-рос!» или что-то в таком роде. И звучит по-новому, и веселее как-то выходит, особенно если отвечать так отрядам из других лагерей. Они тогда просто в шоке. Но самый После запуска фонариков мечты лучший ответ придумала, наверное, Юля Давыдова. Ее отряд, расплываясь в улыбке, отвечал: «Да мы просто су-у-упер!» - и при этом у них были еще какие-то специальные движения.

Много еще чего умеет и придумывает Лена, но больше всего мне нравится, наверное, как она прощается с детьми. Последним делом смены у нас в «Кипарисном» (и в современном Артеке только в этом лагере традиция еще сохранилась!) являются «Фонарики мечты» (иногда их переименовывают в «Фонарики надежд»). Как их продолжение каждый отряд со свечами собирается в своем отрядном кругу на пляже, и все прощаются.

Так вот, Лена на каждом таком кругу говорит что-то особое о каждом (!) ребенке. Говорит очень хорошо и очень правильно, говорит все то, что успела подметить на протяжении всей смены. Говорит так, что я и сам не понимаю, откуда она столько знает о каждом. Очень профессионально она все это делает. Единственное, что детям только не позавидуешь тогда: ревут, как суслики. Да что говорить, если большинство ребят, которые возвращаются в морской отряд, едут именно потому, что там есть Лена Чибишева. Вот с такой замечательной напарницей мне посчастливилось проработать не одну смену!

К сожалению, никак не удалось поработать с Юлей Давыдовой на одном отряде. А так хотелось бы! Восемь раз она возвращалась в «Кипарисный»! Вожатая Юля Даже представить трудно. Вроде бы давно пора уже на лаврах спокойненько себе лимонад пить да в море купаться, приезжать отдохнуть недельку-другую, а она все работает и работает. Да еще как! Все вожатые бегают, паникуют, детей гоняют на репетиции, сценарии ночами пишут, а второй отряд стульчики себе вынесли, перед Туполевкой поставили да печеньки с чаем едят под гитару и разговаривают преспокойно, шутят, расслабленные какие-то слишком, а на носу дело какое-то общелагерное, за которое они к тому же и отвечают. О чем только думают? А потом выходят на сцену и такого жару дают, что у всех отрядов рты просто сами собою раскрываются. Вот бы хотелось знать изнутри, что же она там делает со своими детьми, что отряды у нее постоянно один в один?

Следующая легенда, о которой бы хотелось рассказать – Алена Соляная. Человек это уже абсолютно взрослый, который не один раз возвращается в «Кипарисный» и постоянно работает на 9 отряде – самых маленьких. Я бы скорее повесился, чем хоть смену с малышами поработать, это ж сплошной дурдом: тот не допонял, тот не дослышал, этот носки стирать не умеет, кто-то за мамой полсмены плачет, кому-то родители постоянно звонят, у того все деньги в первый день ушли на сникерсы, еще какой-то привык сам по себе гулять, где ему вздумается. Но это до того времени, пока нет Алены. Как только она появляется, из этих сопливых карапузов сразу получается удивительный отряд, который даже за гран-при разные борется и, что удивительно, забирает их у, казалось бы, фаворитов.

Как сейчас помню ее «Цыган». Забавные они все же, эти мелкие, но и хлопот с ними не оберешься. Уставала она, конечно, а потом после планерки «Мери Поппинс» на вожатых ставила, чтобы к «Вечеру знакомств» успеть, а иметь дело с вожатыми порой труднее даже, чем с девятым отрядом, каждый ведь умным себя считает и выпендриться хочет…

Еще одна загадка – Наталья Пятакова. Скажите, пожалуйста, кому еще из вожатых удавалось постоянно с абсолютно разными отрядами, причем не всегда самыми лучшими, забирать гран-при на театральных премьерах? А вот ей удалось все смены подряд в этом сезоне и последнюю смену в прошлом она закончила тоже, если не ошибаюсь, с гран-при. Что было до этого уже, к сожалению, не помню. Но, согласитесь, не это настоящий показатель работы.

Наибольше меня поразил ее последний день перед отъездом в этом году. Дети из новой смены тогда как раз играли в «Ты – артековец!». Наташа на следующее утро должна была уже уезжать, но почему-то не шлялась где-то по Гурзуфу, в Ялте или на пляже, как большинство и делают в последний день, а ходила от станции к станции и просто смотрела на детей, совершенно чужих ей. И вот на одной из станций, которую проводил я, она заметила, что в одном отряде какая-то девчушка ходит, чуть не плача, но скрывая это.

Вожатый как-то не обращал внимания на нее – ему за отрядом следить надо, я тоже не заметил девочку, но Наташа не прошла мимо. Она задержала ее, усадила, обняла, разговорила и выяснилось, что там какие-то жуткие проблемы у этой девочки с отрядом, о которых вожатые даже не догадываются. Она, конечно, поговорила с вожатыми после этого, но перед отбоем сама пришла в этот отряд, чтобы вместе со всеми решить проблему. И эта девочка, замеченная в последний день, Наташина забота о ней до самого конца для меня лично стоит всех тех гран-при на театралке.

Да и сколько еще таких случаев можно вспомнить. Ведь каждый день в Артеке наполнен ими. Но тех людей, которых я узнал там, уж никак язык не поворачивается назвать худшими, чем кто-то. Старшая вожатая Надя, которая посвятила Артеку 15 лет жизни, Антон Паладийчук и Леша Пастухов, от которых все девчонки «Кипарисного» сходили с ума, замечательный психолог Эля, каждой клеточкой проросший в Артек музыкальный руководитель Евгений Семенович, будущий президент Ира Костюк, беззаботный Саша Домбровский, очаровательная Света Гарах, самые красывые Рома Катюрин и Наташа Веренцова, методист Павел и все-все-все. Ведь они существуют, живут, любят Артек и они настоящие, а пока они есть, Артек, наверное, будет жить еще очень долго.

Вот таким он есть современный, и такие его современные вожатые. Чем же хуже он того, который был когда-то? Хотя какая разница: современный, устаревший, модернизованный или отсталый. Главное, что Артек есть. Попсовая мысль, но, по-моему, все же правильная.

P.S. Друзья кипарисники, прошу простить меня, потому что назвал я далеко не всех вас, каждый ведь из нас имеет что-то такое, о чем стоит рассказать. Все мы друг друга хорошо помним и скучаем. Просто эта история получилась такой, какая есть. Если что неправда – исправляйте.

Дмитрий Кузьменко (вожатый)


>>>>>>


Книга почЕтных гостей "Артека"
Бесплатные гостевые книги. Бесплатный форум.

Фотографии Артека от Виктора Лушникова Бесплатные гостевые книги. Бесплатный форум.

лагерь Зеркальный