на главную

Малая артековская энциклопедия

Еременко Толик, моряк Парусник ранее базировавшийся в артековском порту


Краткий словарь артековского моряка

Подготовил Анатолий Еременко, Израиль.

БАНКА (Баковая, средняя, мачтовая, загребная) доска, служащая для сиденья в шлюпке. “Ставить банки” - устанавливать сиденья.

ВАНТЫ снасти, удерживающие мачту в продольной плоскости, т. е. чтобs она не упала вперед или назад.

ГАЛС Два варианта курса судна относительно ветра: если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт - то левым галсом. Других галсов не бывает, кроме, разве что, снастей под таким названием...

ВЫМПЕЛЬНЫЙ ВЕТЕР Скорость ветра по отношению к судну. Представляет собой скорость ИСТИННОГО ВЕТРА с учетом эффекта движения судна. Говоря проще, это ветер, который, собственно, и развевает вымпел судна.

ДРЕЙФ Отклонение судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону. Когда говорят - “не дрейфь”, именно это имеют в виду. Дрейф, кстати говоря, чем-то напоминает курс. Видимо, дрейф также может быть полный и острый

ЕРШ Зазубренный корабельный гвоздь. Также напиток, эффект которого такой же, если принять внутрь вышеупомянутый. Не путать оные с рыбой аналогичного вида, особено при приеме внутрь!

ИСТИННЫЙ ВЕТЕР Скорость ветра относительно земли (именно земли, а не воды!).

КУРС (полный курс, острый курс) Направление движения судна. Обычно обозначается по отношению к сторонам света - “северо-восточный курс”, “курс норд-ост”. На парусных судах обозначается также как направление движения по отношению к ветру. Если ветер дует в основном сзади, то говорят, что судно идет полным курсом (см. ФОРДЕВИНД и БАКШТАГ), если в основном ветер дует спереди - то курс называется острым (см. БЕЙДЕВИНД). Имеется в виду, что судно при этом двигается в запланированном направлении. Если нет, тогда см. “ДРЕЙФ”.

ОВЕРКИЛЬ Поворот, когда палуба судна оказывается под поверхностью воды.

ОВЕРШТАГ Поворот, когда нос судна пересекает направление на ветер. Есть ещё другие типы поворотов – см., например, ФОРДЕВИНД или ОВЕРКИЛЬ.

ПРЯМОЙ ПАРУС Парус, симметричный относительно осевой линии судна. Верхняя кромка прямого паруса обычно крепится к поперечине - РЕЮ.

РАНГОУТ Твердые части парусного вооружения - МАЧТЫ, РЕИ, ГИКИ и пр.

РЕЙ Поперечная балка на мачте. Предназначена для крепления прямых парусов. Небольшая подвижная балка такого же типа называется “РЕЕК” (см. РЕЙКОВЫЙ ПАРУС). “Танцы на реях” - один из видов развлечения на парусных судах, в наше время постепенно отмирает в связи с исчезновением прямых парусов.

РЕЙКОВЫЙ ПАРУС Прямой парус, который подвешивается не на большом РЕЕ, а на небольшом “рейке”. Реек можно опускать и поднимать за середину, потому такой парус часто ставят на шлюпках.

РИФЫ Брать рифы или «рифить парус» - уменьшать его площадь тем или иным способом, например, подвязыванием.

РОМБОВАНТЫ Троса, предназначенные для усиления мачты. Растянуты вокруг мачты ромбом, откуда и пошло название.

СТЕПС Гнездо для установки мачты. На надувном катамаране порой отсутствует, но, тем не менее, это место по традиции все равно называют так.

ТАКЕЛАЖ Гибкие соединения парусного вооружения - ВАНТЫ, ШТАГИ, ФАЛЫ и прочие снасти. Сухопутные это называют «верёвочками».

ТАЛРЕП Резьбовое приспособление для натягивания тросов, русский синоним - “Винтовая стяжка”.

ТАЛИ Роликовое устройство для натягивания тросов. Состоит из двух блоков, каждый с несколькими роликами, вокруг которых несколько раз пропущена веревка. Русский синоним - “стяжка”

ТРАНЕЦ Доска, образующая корму. К нему обычно крепится мотор, иногда руль.

УТКА Планка, заостренная с двух концов, закрепленная неподвижно. Служит для крепления тонких тросов путем наматывания на таковую. Не путать с той “уткой”, которая ещё также называется “суднОм”. На парусных судах последние не водятся (последнее спорно, на больших парусниках есть медицинское отделение соответственно и медицинская утка-суднО там должна быть примечание Дм.Пол.).

ФАЛ Снасть, служащая для подъема РЕЕВ, парусов, сигнальных флагов и т. д.

ФОРДЕВИНД Курс, при котором ветер дует в корму судна. Рус. сын. “по ветру”.

ФОРШТЕВЕНЬ Брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

ШКАТОРИНА Кромка паруса, обшитая ЛИКТРОСОМ. Если она не обшита, то по привычке все равно её называют шкаториной.

ШКОТ Снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Оттягивает парус “от ветра”, т. е. против ветра.

ШПАНГОУТЫ Ребра судового остова, поперечные элементы каркаса.

ШПИГАТЫ отверстия для слива воды на палубе.

ШПРЮЙТ Система тросов и стоек снизу катамарана, предназначенная для усиления каркаса оного. Ставится строго под мачтой и компенсирует огромное давление мачты на каркас, переводя изгибающие нагрузки в сжатье стоек и растяжение стальных тросов.

ШТИЛЬ От голландского «стил» - тихая безветренная погода. Также имеется в ввиду, что отсутствует ветровое волнение. Русский синоним - “затишье”.

КИЛЬ Основа шлюпки

ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС Соединяет ФОРШТЕВЕНЬ с ТРАНЦЕМ (переднюю и заднюю часть шлюпки).

ПЛАНШИЛЬ Верхняя часть ПРИВАЛЬНОГО БРУСА.

СТАКАН Отверстие для слива воды.

БУРТИК Деревянная обшивка предохраняющая борт шлюпки от ударов о причал.

ЦЕПНОЙ ПОДЕМ Крюк для спуска и подъема шлюпки на воду.

ГАЛСОВЫЙ ГАК Крюк для крепления паруса.

УТКА Раздвоенный крюк для крепления концов

ВАНТПУТЕНЦЫ Для крепления вант мачты

ОБУШОК Для крепления сорлиня.

ПИЛЛЕРС Палка устойчивости банки.

ПОДУКЛЮЧИНЫ Отверстие для вставления уключин.

УКЛЮЧИНЫ Приспособления для установки весел.

МАЧТОВАЯ НАМЕТКА Окидная металлическая скоба для удержания мачты в вертикальном положении.

ШПАНГОУТЫ Поперечные ребра жесткости на дне шлюпки.


ВООРУЖЕНИЕ ШЛЮПКИ ЯЛ-6

ВЕСЛА - 6 ШТУК, (устройство валькового весла: рукоять, валек, кожа, веретено, лопасть и медная оковка).

РУЛЬ - головка, румпель, перо руля, отверстие для сор-линя, рулевые петли.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

АПТЕЧКА

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ

АНКЕРОК - бочонок на 25 литров воды.

НАГЕЛЬ - металлический стержень закрепляющий мачтовую наметку.

РЫБИНЫ - Съемные деревянные щиты на дне шлюпки.

ЯКОРЬ - с линем (60м)

ЛЕЙКА - совок (в прямом смысле) для удаления воды.

ПРОБКА ДЛЯ СТАКАНА

ПАРУСИНОВОЕ ВЕДРО

РАНГОУТ - мачта и парус

ОПОРНЫЙ КРЮК


КОМАНДЫ УПРОВЛЕНИЯ ЭКИПАЖЕМ

ЭКИПАЖ К ШЛЮПКЕ - Экипаж выстраивается в шеренгу на причале и готовится к посадке в шлюпку.

ЭКИПАЖ В ШЛЮПКУ - посадка экипажа в шлюпку по порядку по команде старшины. Порядок посадки в случае левого швартования к причалу: Правый Баковый, Правый Загребной, Левый Средний, Сигнальщики и запасные, Левый Баковый, Левый Загребной, Правый Средний, Старшина и Рулевой.

УДЕРЖАТЬСЯ - Гребцы удерживаются за причал руками.

ПРОТЯНУТСЯ – Гребцы, отталкиваясь от причала выводят шлюпку от причала.

УКЛЮЧИНЫ, ВСТАВИТЬ! - гребцы устанавливают уключины в подуключины.

ВЕСЛА, РАЗОБРАТЬ! - гребцы разбирают весла и устанавливают их на уключинах в положение “суши весла”. Разбор идет от ЗАГРЕБНЫХ к БАКОВЫМ.

СУШИТЬ ВЕСЛА - весла держатся гребцами лопастями параллельно воде в горизонтальном положение.

ВЕСЛА - гребцы готовятся к гребку (нагибаются вперед и отводят лопасть назад под углом 45 градусов к воде.

НА ВОДУ - Гребцы производят первый гребок.

ВЕСЛА В ВОДУ - гребцы опускают лопасть в воду перпендикулярно воде, чем тормозят движения шлюпки.

ТАБАНЬ - гребцы начинают грести в обратную сторону (задний ход)

ВЕСЛА ПО БОРТУ - гребцы отводят лопасти весел назад до борта шлюпки (применяется при отдыхе или замене гребцов)

ВЕСЛА НА УКОЛ - гребец встает с банки и использует весло как шест для отталкивания от грунта.

ВЕСЛА НА ВАЛЕК - гребцы поднимают весла с уключин и устанавливают их вертикально лопастью вверх и параллельно движению шлюпки (команда для отдавания чести)

ВЕСЛА НА РАНГОУТ - гребцы упирают рукоять весла в рангоут (на середину шлюпки) а лопасть приподнимается под углом 45 градусов к шлюпке перпендикулярно к движению шлюпки (называется также «парусить веслами»)

БЕРЕЧЬ ВЕСЛА - гребцы затягивают весла, дабы их не сломать.

ВЕСЛА ЗА БОРТ - гребцы выкидывают весла за борт.

ШАБАШ - Конец роботы, гребцы складывают весла от БАКОВЫХ к ЗАГРЕБНЫМ и вынимают уключины из подуключин.

ЭКИПАЖ ИЗ ШЛЮПКИ - экипаж по команде старшины покидает шлюпку.


***
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 KPblM.ru

ВЕРНУТЬСЯ В "ЭНЦИКЛОПЕДИЮ"