Об Артеке Артековские байки Библиотечка Пресс-обзор Журнал «АРТЕК» Гостевая
Комиксы Фотоальбом Наши расследования Наши коллекции Фоторепортажи Форум
АРТЕК

Забытая святыня - 2
История создания

Продолжение, начало смотри: "ЗАБЫТАЯ СВЯТЫНЯ"

***

Между морем и небом, на вершине высокого холма, находится самое удивительное и загадочное сооружение Артека - часовня-мавзолей основателя курорта Суук-Су (ныне это лагерь «Лазурный») Владимира Березина. К сожалению, многие артековцы даже не подозревают о его существовании. Находится мавзолей несколько в стороне от лагерной суеты, так что самостоятельно, без вожатого, сюда вряд ли кто может забрести (да и дорожки-тропки знать надо). Вожатым же не всегда удается выкроить время на эту экскурсию – особенно из отдаленных лагерей. А зря.… И не только потому, что часовня является одним из архитектурных шедевров Крыма (ее проектировал Николай Краснов, тот самый, что позже построил знаменитый царский дворец в Ливадии). С вершины холма открывается еще и фантастическая панорама всего Артека. Это, наверное, одно из самых красивых мест лагеря.

Удивляет потрясающая энергетика этого места. Может потому, что здесь находится своеобразный оберег Лагеря - огромная мозаичная икона с ликами Святых равноапостольных киевских князей Ольги и Владимира. Сегодня считаются, что Святые киевские князья являются небесными покровителями и защитниками Артека.

История создания часовни мавзолея долгое время оставалось неизвестной для артековцев. Но благодаря заведующему музейно-выставочным отделом МДЦ «Артек» Вячеславу Стрибуку и методисту Александру Мурашову это «белое пятно» в истории нашего лагеря ликвидировано. Наши читатели станут первыми, кто ознакомится с плодами их многолетних исследований.

***

Талантливейший инженер, полтавчанин Владимир Березин был одним из самых знаменитых мостостроителей 19 века. Многие из его мостов служат людям и сегодня, а разработанные им методики до сих пор используют мостостроители разных стран. Но последние годы жизни Владимир Березин был всецело поглощен созданием курорта «Суук-Су», который, по его замыслу, должен был стать курортом мирового уровня. Увы, до его открытия в 1903 году он так и не дожил.

В память о супруге, Ольга Соловьева решила поставить над прахом покойного церковь. По ее желанию в 1901 году был объявлен конкурс на проект этого сооружения. Конкурс проводился при Академии художеств в Санкт-Петербурге, и привлек к себе именитых петербургских архитекторов. В 17 номере журнала «Зодчий» за 1902 год можно прочесть, что 12 июня на конкурс поступило 17 проектов.

Первая премия в размере 500 рублей была присуждена проекту, исполненному Г.А. Косяковым, А.И. Подберским, Э.Д. Андреолетти; второй премией в 300 рублей отмечена работа В. А. Покровского и третья премия в размере 200 рублей была вручена той же группе зодчих, что получила первую премию. О.М. Соловьева приобрела все представленные на конкурс проекты, но так сложилось, что ни один из них не был воплощен в жизнь. Финансовые затруднения не дали возможности О.М Соловьевой осуществить масштабное строительство церкви, и она обратилась в 1902 году к архитекторам с просьбой разработать более скромный проект небольшого семейного мавзолея.

В архивах есть чертежи к двум проектам, исполненным в апреле 1902 года архитекторами Оскальдом Эмильевичем Вегенером и Николаем Павловичем Красновым. Архитектурный образ мавзолея, созданный О.Э. Вегенером, подкупает простотой своей композиции. Однако Ольга Михайловна предпочла принять проект Н.П. Краснова. Как раз в это время Николай Павлович проектировал и строил для курорта «Суук-Су» казино и другие здания курортного комплекса.

Лаконичный проект Краснова вобрал в себя и некоторые замыслы проекта Вегенера. Его композиция более монументальна, чем у Вегенера, хотя во многом напоминает ее. Прежде всего тем, что фасад выложен диким камнем, циклопической кладкой. Но здесь нет обелисков у входа в мавзолей, предложенных Вегенером.

Проект О.Вегенера, легший в основу красновского.

Внешний вид мавзолея поражает своей напряженностью и сдержанным решением траурной темы. Вход выполнен в виде неглубокой ниши, обрамленной сверху аркой массивного сечения, опирающейся на две подставки-колонны, как будто под тяжестью свода ушедшие на добрую половину в землю. Вторая стена входа имеет трапециевидный проем с входной дверью, над кото¬рой вырезан орнамент в виде перевернутой ионической капители. Центральное пространство склепа - траурный вестибюль - организовано лаконично. При входе на уровне пола распо¬ложена продолговатая ниша - место дня отпевания покойника. Мавзолей был облицован изнутри серо-голубым мрамором. Над строением стояла мраморная скульптура ангела хранителя. На внутренней лицевой стене сохранилось мозаичное изображение. Панно выполнено из мелкой смальты (по-видимому, учениками итальянского мастера Сальвиатти, автора многих мозаичных работ в церковных храмах Южного Берега Крыма тех лет). На панно не случайно изображены святые Владимир и Ольга, ведь именно так звали хозяев имения «Суук-Су». Мозаичные лики святых Владимира и Ольги, выполненные итальянскими мастерами, внушают благоговейный трепет.

Слева и справа расположены ниши - места для захоронения близких родственников семьи Березиных. Ниши закрывались вертикально мраморными плитами квадратной формы, с медными кольцами-ручками по бокам. Архитектурные формы мавзолея создают загадочный резонанс с ушедшей век назад эпохой и мироощущением создателей уникального сооружения.

Дальнейшая судьба строения печальна, но не оригинальна: как и многие другие крымские дворцы и имения, в 1918 году мавзолей разграбили, скульптура ангела бесследно исчезла. Чудом сохранилась только мозаичная икона. В тридцатые годы руководство правительственного санатория «Суук-Су» приказало уничтожить и ее. Но тогда рабочие отбили только правый нижний угол иконы и остановились. Что их остановило – неизвестно, но это что-то оказалось сильнее страха попасть в «поповские приспешники», со всеми вытекающими для 30-х годов последствиями. Может поэтому многие считают эту икону чудотворной.

Накануне 100-летия со дня приобретения земель имения «Суук-Су» семьей Березиных-Соловьевых, в 1997 году мавзолей был частично отреставрирован и отремонтирован. Музейно-выставочный отдел МДЦ «Артек» провел большую работу по поиску информации для уточнения исторических фактов, а с помощью активной переписки удалось не только разыскать родственников бывших владельцев, но и пригласить их в «Артек». 2 сентября 1997 года мавзолей был освящен протоиереем Севастопольского округа отцом Георгием. На церемонии присутствовали родственники основателей курорта «Суук-Су»: внучка Березина Галина Михайловна, проживающая в Минске, внук Соловьёвой Георгий Наумович, проживающий в Зальцбурге (Австрия), а также внучка Ф.И. Шаляпина, Лидия Либерати, которая приехала на церемонию из Рима.

Один из нереализованных проектов

Читайте в продолжение темы: «СуукЪ-Су» - от аристократического курорта к детскому лагерю

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "АРТЕКОВЕДЕНИЕ"



Дайджест газеты МДЦ «Артек» «ОстровА» Фотографии Артека и Крыма Значки и медали МДЦ «Артек», обзор Малая артековская энциклопедия





Книга почЕтных гостей "Артека"
Бесплатные гостевые книги. Бесплатный форум.

Фотографии Артека от Виктора Лушникова Бесплатные гостевые книги. Бесплатный форум.

лагерь Зеркальный