ВЕЧНЫЙ БЕРЕГ
Отрывок из автобиографической повести «Корабли на горизонте»
Марина Козлова (Ткаченко)
В.Вагнеру
![]() Летом 84 года я написала о нем очерк “Папа Карло и его дети”. Разразилась многодневная драма - очерк был принят к публикации журналом “Вожатый” без согласования с автором, то есть со мной и с героем, то есть с ним. Поскольку Вагнер ознакомился с оригиналом , его страшный рык : “Ты с ума сошла! Это нельзя печатать! Ты цитируешь письма детей! Это личные письма!” – преследовал меня ночью и днем. Я слала телеграммы в редакцию, меня явно игнорировали. Драма моментально превратилась в трагедию, когда редакция изволила прислать верстку. Они еще и переврали все! Количество розовых соплей превысило предельно допустимую концентрацию. Вагнер прочел “Он стоит и курит в сторону прибоя”, простонал “О, майн Готт!” и грузно рухнул в кресло. Единственное, что я могла себе представить, это – поехать в Москву, обвязаться гранатами и взорвать вместе с собой редакцию проклятого журнала с уже готовым оригинал-макетом свежего номера. Мы послали еще одну телеграмму. Редакция прислала ответ, смысл которого вкратце звучал так : “Ну, извините…” Потом мне позвонили из Москвы и сказали, что тираж отпечатан. Я взяла бутылку водки, втиснула ее в дамскую сумочку и пошла к Вагнеру. В темноте и тишине зимнего крымского вечера. Я не сомневалась, что он меня убьет. Он меня не убил. Мы пили водку, целовались и плакали. Почти как в “Алмазном моем венце” Катаева – там тоже все пили, целовались и плакали – в основном, по поводу каких-нибудь текстов. Когда-то он подарил мне никарагуанский колокольчик – круглый, плетеный из разноцветной соломки шарик, у которого серебряно звенело внутри. Я, раздвинув соломку, заглянула вовнутрь и увидела бутылочную крышку и камушек. “Позвони, когда я тебе понадоблюсь”,- сказал он. ![]() В Манагуа печальны вечера, и пахнет мятой, и сыреет к ночи. И, понимая, что ему пора, старик плетет последний колокольчик. Вовнутрь его он говорит неслышно молитву, отводящую беду, кладет в него бутылочную крышку и камешек из гравия в саду. Звони с утра – и в полдень я приду. И заполночь звони – приеду утром, смирясь с моим дорожным неуютом…” еt setera. Он искренне и открыто восхищался собой – своими идеями, своими спектаклями, своими детьми, которые, в каком-то смысле тоже становились его произведением – они были его актерами, он делал из них маленьких несчастных гениев и отпускал на все четыре стороны. Это они ему писали. Они влюблялись в него – как правило, на всю жизнь. Если, конечно, не возвращались, чтобы поработать с ним. Здесь обычно начинались драмы. ![]() Кончилось великое молчание так же внезапно, как и началось. У меня уже был мой Колледж. Мы с друзьями болтались по ялтинской набережной в пять часов пополудни и встретили такого же праздного Вагнера. Может быть, потому что с нами были Валентина с маленьким Ромкой, с которыми Вовка не ссорился, поскольку крайне редко виделся, но вероятнее всего потому, что с нами был еще и Леша Танков, которого я, разумеется, представила Владимиру Карловичу, а Лешка, разумеется, широко улыбнулся и что-то сказал, - Вагнер тут же все мне простил. “Мара, дорогая, где ты нашла себе такого проректора?” – по-настоящему растроганно спросил он, глядя как Леша трется лбом о лоб мирной гнедой лошадки в серебряной сбруе – она ждала желающих прокатиться. “ В Запорожье”, - ответила я буквально. Золото Лешкиной улыбки перевесило годы наших с Вагнером идеологических разногласий. Теперь мы ходили к Папе Карло в гости, дарили друг другу подарки, но это была уже другая фаза, или, как говорят – “другая история”. Но мир был восстановлен навсегда. Он научил меня работать с детьми и делать театр. Мы сделали с ним “Короля Матиуша” – четыре или пять вариантов истории о Корчаке и его детях. Последний вариант был построен на основе “Кадиша” Галича. Там был такой пролог: Осени меня своим крылом, Город детства, с тайнами неназванными. Счастлив я, что и в беде и в праздновании Был слугой твоим и королем. Я старался сделать все, что мог, Не просил судьбу ни разу : “высвободи” И скажу на самой смертной исповеди, Если есть на свете детский бог: “Все я, боже, заплатил сполна, - Где , в которой расписаться ведомости? Об одном прошу – спаси от ненависти, Мне не причитается она.” Прошло время и пролог превратился в эпилог. Летом двухтысячного года король умер. Остался, конечно, наш вечный берег, но бессловесный и абсолютно пустой. ***
Коллеги, проходя мимо первой дачи «Кипарисного», все спрашивали: — Чего это вы там делаете? — Мы делаем спектакль, - отвечала им я. — Так вы же просто сидите и разговариваете, - не верили они. – Который день. Разве так делают спектакль? Только так и делают. Долго сидят и разговаривают, придумывают героев, начинают в них верить. Пишут пьесу. Потом, в какой-то момент, когда мы с напарником понимаем, что можно идти на сцену, идем на сцену. И там дети начинают двигаться, говорить, жить. Вобщем, долгая история. А начиналось так. Была осень 86 года. Я ни с того ни с сего решила, что хватит с меня теплой страны детства и что нужно увольняться из «Артека». Я написала заявление, отнесла шефу. Шеф – Володя Торшин, сказал: — Держать тебя не буду, но подпишу не раньше, чем через неделю. Ты пока погуляй, отдохни, с народом попрощайся. Я так и сделала. Гуляла, прощалась. Шла первая декада октября, берег приобретал терракотовые оттенки и шафрановый запах теплой сухой травы. Я сидела на скамейке возле погранзаставы, ходила по набережной, лежала на камнях под Дженевез-Кая. Прощаться с народом получалось плохо. Народ категорически не хотел прощаться, не понимал, зачем это надо, если я все равно никуда не уеду. «Уеду!» – говорила я им. Они пожимали плечами и улыбались. Оля Сахатова сказала: — А ты себе это представь. Тренированное воображение позволяло мне представить все что угодно. Что угодно. Только не это. Летний Артек ухайдокивает насмерть, от него хочется бежать куда-то в Антарктиду. Но было начало октября, и начинался зимний Артек. Зимой меньше расходовались силы, меньше случалось каких-то личных драм и эксцессов, ровным стальным светом светило море, дули ветры или тихо и долго, сутками падал снег. Вожатые отвозили детей в школу и пили горячий шоколад в поселковой кофейне, спали днем, не задергивая штор – такие серые и спокойные стояли дни. Летний Артек был парадно-выходным, зимний - домашним. Я вспомнила, как мне нравилось встречать детей из школы прошлой осенью и зимой: мы приезжали на автобусе в Горный и ждали в большом вестибюле звонка с последнего урока. Звенел звонок и вокруг каждого из нас собиралась орущая толпа, и все они, перебивая друг друга, рассказывали об отметках и учителях. Мне нравилось их хвалить, радовать, и относиться к ним, как категорически требовал Вагнер, «с нежностью и восхищением». Мои дети всегда были умными, красивыми, и как мне казалось, к концу смены подрастали на несколько сантиметров, и осанка у них как-то менялась, и лица. Если я уеду, я потеряю возможность видеть, как на глазах растут и хорошеют дети. Через неделю я пришла к Торшину и сообщила, что остаюсь. Через день началась новая смена. Решив, что я остаюсь, я решила также создать что-нибудь грандиозное, порадовать себя и заодно потрясти воображение всех (в первую очередь, конечно, Вагнера). Я решила поставить «Короля Матиуша». И я, разумеется, рассчитывала получить первый отряд, потому что «Король Матиуш» хоть и сказка, но в то же время достаточно взрослая философская притча, малыши не смогут освоить этот материал. — Ну чего раскричалась, никто не дает тебе младший отряд, - строго сказала Люба Чернышова, - старшая вожатая и моя соседка по «Скальному». – Ну не первый, ну второй отряд… — Уеду, - сказала я ей. — Иди в жопу, - посоветовала она. Мне дали второй отряд и пришла в полное отчаянье. Возрастной диапазон был – от пятого до девятого класса. Почему-то. На двадцать восемь человек было девять национальностей, что вобщем-то хорошо, но в силу последнего обстоятельства половина отряда говорила по-русски так себе, а человека четыре – откровенно никак. Что плохо, очень плохо, поскольку я решила делать большой и сложный спектакль. И все они были какие-то зажатые, не фактурные, кислые какие-то были… Впрочем, первый день смены… Вечером я, не чувствуя ног, приползла в «Олимпийское», где по причине отпуска Оли Опанасенко (а отпуска у нас были почти по два месяца) пустовала ее комната. И я перебралась туда из «Скального» с одной только целью – чтобы видеть Вагнера и разговаривать с ним. Не успела я перевести дух и приготовить чай, как ввалился Вовка, грузно плюхнулся на диван, не снимая желтой форменной куртки, и своим неповторимым рычащим голосом сказал: — Здравствуй, солнышко, дай, я тебя поцелую. Я подошла, грустно подставила щеку и грустно села рядом с ним, взъерошенным, прокуренным, к тому же явно после какого-то отрядного костра. — Ты чего это, Козлова? – спросил Вагнер. – Кого хороним? — Дети у меня неудачные, - сказала я. – Маленькие, некрасивые. А я хотела делать «Матиуша». И из глаз у меня, конечно, полились слезы. Гнусный Вагнер, вместо того, чтобы обнимать меня, гладить по голове и утешать, как только он один умеет, вдруг стал мрачнее тучи, помолчал немного, а потом начал орать. — Маленькие? – орал он так, что слышно было на всех этажах «Олимпийского». — Некрасивые?! Какая ты, Козлова, дура, прости господи! Они что, виноваты, бедные, что им досталась такая дура вожатая? Они ехали в «Артек», ждали чуда, и только они приехали, какая-то дура решила, что они маленькие и некрасивые? Конечно, большие и красивые всем нравятся. А ты полюби этих своих – маленьких, некрасивых, как ты говоришь. Дура!!! Чего это они обязаны соответствовать твоим амбициям? Они приехали туда, где их должны любить. Какой ты педагог, к черту! Полюбишь, - свирепо сказал он. – И спектакль с ними сделаешь. И это, - он вдруг прижал мою голову к своей замызганной желтой куртке и погладил меня по щеке, - будет очень хороший спектакль. Замечательный. Это был момент моего высшего педагогического образования. Получала я его ровно три минуты, дал мне его Владимир Карлович Вагнер. Он, конечно, и построил меня в этот момент, и, возможно, запрограммировал, но еще, в силу своей взрослой “вагнеровской” мудрости многое угадал. Это были самые “мои” дети из великого множества артековских детей. Да не обидятся другие. Но с этими мы с моим напарником Ваней носились, как дурень с торбой. Зимой можно чередоваться с напарником, работать через день. Мы ежедневно, с утра и до вечера, толклись “на отряде”, мы вместе встречали их из школы. Мы укладывали их спать, они уже после отбоя выбегали к нам в холл уже в пижамках, мы расказывали им какие-то байки, веселились, разгоняли их по комнатам, укрывали их потеплее и откровенно скучали по ним до следующего утра. Безумие какое-то.
А главное – мы начали делать спектакль. Роль Матиуша получил маленький Сашка Маринушкин, пятиклассник. У него была улыбка Буратино, он обожал ездить верхом на длинном Славке, которому, как назло, придется стать злым Канцлером. Канцлер гнобил и обижал Матиуша, и Славка заранее печалился, что у него ничего не получится. Матиуш - маленький и наивный. До поры до времени. Канцлер – злой. Военный министр должен будет выглядеть тихим дебилом – на совещании Министров он будет вязать шапочку и шепотом считать петли. Спектакль будет называться “Сказка старого доктора”. Все будет так: появляются на сцене дети. Их двадцать восемь, они разные, но у каждого из них есть, что сказать человеку, который – якобы – сидит в зале. Это Януш Корчак, доктор, учитель, писатель. А они – дети из краковского Дома сирот, который он создал. Они рассказывают учителю все, что с ними произошло за день. Веселые и грустные истории. ![]() Он подметал наш бедный двор, когда они пришли, и странен был их разговор, как на краю земли. Как разговор у той черты, где только “нет” и “да”. Они ему сказали: ”Ты? А ну иди сюда!” Они сказали: “Ты поляк?” И он сказал: ”Поляк”. Они сказали: ”Как же так?” А он ответил: “Так”… “Но ты ж, несчастный, хочешь жить, зачем же, черт возьми, ты в гетто нянчишся как жид с жидовскими детьми?” Они сказали : “Трам-пам-пам, к чему такая спесь?” Они сказали: “Польша – там!” А он ответил: “Здесь. И там она, и здесь она, она везде одна – моя несчастная страна, прекрасная страна.” Они сказали: ”Ты поляк?” И он сказал: “Поляк…” Они сказали: “Значит так.” И он ответил: “Так”. Они сказали: ”Кончен бал”, скомандовали: ”Пли!” и, прежде, чем он сам упал, упали костыли. И прежде, чем пришли покой, и сон, и тишина, он помахать успел рукой глядящим из окна… * Вобщем, пришла беда. И учитель стал сдавать, уставать, взрослых осталось мало, ему многое приходилось делать самому. Даже возить тяжелые тюки с бельем самому в прачечную и там крутить ручку машины. А ему уже за семьдесят три года. И дети решают сделать учителю подарок. Они ставят для него его “Короля Матиуша”. Они шьют костюмы – из чего попало, они мастерят простые трогательные декорации. ![]() Матиуш издает приказ каждому ребенку королевства выдавать раз в день по плитке шоколада... Матиуш дарит куклу до потолка девочке Иренке. Дети всего королевства заваливают Матиуша письмами. (В спектакле Матиуша заваливают письмами в буквальном смысле слова), и над сценой под развеселую музычку летают Кукла –до- потолка, и новые ботинки, и торт со свечами, и много детских голосов на разные лады повторяют свои просьбы к королю. — Ну не могу я так! - кричит Матиуш и все вокруг стихает. Саундтрек, как сказали бы сейчас, написал к спектаклю пятнадцатилетний мальчик из Йшкар-Олы, из консерваторской школы, Сережа Чечетко. Там был основной мотив: Эту ношу на плечи взвалить – невеселое дело, Ты ведь всех не одаришь, сколько не будешь дарить. В этом мире, малыш, к сожаленью, не поровну делят Смерть от пули, деревья, игрушки и сухари… Да здравствует король! И так далее. Они играют спектакль для учителя, они заканчивают его на счастливой ноте, сидят на сцене тихо, потому что засыпает самая маленькая среди них девочка Агнешка. И тут раздается громкий стук в дверь. Стук становится громче, в дверь стучат не переставая, они встают, кто-то берет на руки спящую Агнешку, и, взявшись за руки, цепочкой, обходя весь зрительный зал, они уходят. “Мы связаны, Агнешка, навек одной судьбою, в прощеньи и прощаньи, и в смехе, и в слезах, когда трубач над Краковом возносится с трубою, хватаюсь я за саблю с надеждою в глазах… Потертые костюмы сидят на нас прилично и смотрят наши сестры, как Ярославны, вслед, когда под звук гармоник уходим мы привычно сражаться за свободу в свои семнадцать лет.” ** На самом деле, и история об этом свидетельствует, ушли они на Краковский вокзал, сели в вагоны и уехали в Треблинку. По дороге Януш Корчак рассказывал им сказки. Мои дети в течение дня сыграли этот спектакль четыре раза. Каждый раз, уходя и держась за руки, они плакали. И плакали их зрители – самыми настоящими слезами. А уж как плакал Вагнер! Он целовал меня, плакал и говорил: “Ты умница, Мара, и дети у тебя гениальные”. Вовки Вагнера нет и никто мне больше так не скажет. ТАК – никто… Однажды, ближе к концу смены, мой напарник Ванька настоял, чтобы я отдохнула и сам повез их в Севастополь. Чтобы как-то дождаться семи вечера, когда они приедут, я села за пишущую машинку и написала поэму, состоящую из двадцати восьми стихотворений – каждому ребенку по стихотворению. Когда Вагнер прочел стихи, он сказал: — Только детям своим не давай. — Почему? – растерялась я. – Я же для них и написала. — Нет, Мара, - сказал Вагнер. – Они у тебя просто не уедут. Честное слово, вот увидишь. Конечно, в конце смены я им подарила поэму. Каждый получил свое стихотворение, написанное для него и ему посвященное. До сих пор думаю, что это было правильно. Но когда в семь утра следующего дня уезжала делегация Мордовии, откуда у меня в отряде было четыре человека, я поняла, что имел в виду Вагнер. Они отказывались садиться в автобус. Лена, Славка, Марина, Олег - немаленькие такие дети, восьмиклассники, висели на нас с Ванькой, и на тех, кто в соответствии с графиком разъезда еще на день-полтора остается, цеплялись за большой камень, который лежит возле Приемного корпуса и всем артековцам рассказывают, что это метеорит, рыдали, охрипли. Дети, как правило, плачут, когда уезжают. Плачут, но садятся в автобусы, плачут там, машут из окна. Это был какой-то особый случай. Наш физрук, глядя на это, высказал предположение, что в автобус их надо занести. Идея была еще та. Каждый из них бы ростом с меня. — Ты должна приехать в Саранск на Новый год, - сказал Славка, гениальный Канцлер из “Короля Матиуша”, на котором сейчас в буквальном смысле не было лица. — Я постараюсь, - сказала я им. — Если ты приедешь ТОЧНО, мы сядем в автобус, - сообщила Марина. Время было критическое, еще немного – и все тридцать человек опоздают на поезд. Вокруг нас кругами бегали Ромео Рафаэлович, фирук и начальник разъезда, Люба Чернышова, двое теток - сопровождающих из Саранска. — Обещаю, - сказала я им. — Не врешь? – спросил Славка. У него высохли слезы, он стоял на ветру, тоненький, сероглазый и светловолосый, и, надо сказать, имел особое право на такую постановку вопроса. Он был Канцлером все-таки. Я еще раз расцеловала их в обе щеки и подтолкнула к автобусу. Как только они вошли, оглядываясь, водитель захлопнул дверь, и автобус стал подниматься к трассе. Все как-то слишком быстро. Когда автобус скрылся за поворотом, я со всей очевидностью поняла, что через полтора месяца мне действительно придется ехать в город Саранск, о расположении которого я имела самые общие представления, и плохо понимала, на каком расстоянии от Крыма он находится. До Москвы… от Москвы… что-то в этом роде. Началась следующая смена, мне дали первый отряд. Они были высокими, красивыми, умными и изначально талантливыми. Хорошие ребята, на самом деле. Но – не такие. Длилась смена, все было очень благополучно, дети оказались милыми, взрослыми и понятливыми. Мы делали вторую ( дополненную и переработанную) редакцию “Короля Матиуша”. Вагнер предложил показывать спектакль в театре мемориала. Идея была отличная, это уютный маленький театрик, со звуковым пультом, с каким-никаким светом, с красным роялем. “Матиуш” будет там смотреться замечательно. Еще через день Вагнер назвал день, когда мы можем занять театр и пригласить туда зрителей – 26 декабря. Я замерла. На 26 декабря у меня был билет на самолет в город Саранск. Следующий рейс туда был 1 января. Ни на какие поезда перед Новым годом билетов не было. А на все числа до 26-го театр мемориала был расписан и занят. Я посмотрела на детей. Они резвились в холле первой дачи, ставили на проигрыватель пластинку Вероники Долиной, носились с каим-то ватманом и не подозревали, что я могу бросить их в день спектакля. Не могу. Могу ли я не полететь в Саранск? Не могу. — Что делать, Вова? – спросила я Вагнера. Надо сказать, это было еще то время, когда Владимир Карлович был для меня абсолютным авторитетом. — Ты, солнышко, должна лететь, - сказал Вагнер. Ты же пообещала. Ты сейчас пойдешь к детям, соберешь их и все им расскажешь. Они поймут, отпустят. И, между прочим, сыграют лучше, чем в случае, если бы ты осталась. Из чувства ответственности. Попроси их, чтобы они оставили тебе свои письма о том, как получился “Матиуш”. Конечно, они оставались не одни. С ними оставался Игорь, мой напарник, у него все должно получиться. Во всем этом не было организационной проблемы, была только эмоциональная. Ну, и морально-этическая. Я собрала их и все им рассказала. Наступила полная тишина. Я вышла во двор, они остались сидеть. Потом выглянула Ольга, девочка из Челябинска, которая, как мне иногда казалось, была взрослее меня, и сказала: — Зайди к нам. Я зашла. Они сказали мне, что они все поняли и я должна лететь. Да, они сыграют, напишут письма, я не должна переживать. Все будет хорошо. Тем более, что впереди еще целых два дня до моего самолета, и их можно провести так, чтобы не было мучительно больно. — Но уж ты там своим саранцам расскажи, - хмуро попросил Пашка, который в “Матиуше” должен был играть мерзкого Военного Министра, - ты уж расскажи, сколько человек проявили неслыханное благородство. Он обвел всех взглядом, сосчитал что-то в уме и объявил: — Сорок человек! — Тридцать восемь! – хором сказали ему. — Тридцать восемь попугаев, - уточнила я. Обстановка разрядилась. Двадцать шестого декабря в Саранске стоял лютый мороз и было очень много снега. Надо сказать, я прилетела не одна – у моей подруги и коллеги Оли Васиной начинался отпуск и мы с ней накануне к обоюдному восторгу выяснили, что летим одним самолетом в один и тот же город. Итак, в этот вечер мы сидели у нее дома и ели мамины голубцы, пили папину клюквенную настойку и смотрели телевизор. Я решила, что мне надо перевести дух, что я еще не готова видеть детей. Тем более, что, хоть они мне писали, и я им тоже, они на самом деле ничего не знали о времени моего приезда и, возможно, допускали в глубине души мысль о том, что этого не может быть. Двадцать седьмого декабря мы с Ольгой отправились в Славкину школу. У его класса как раз закончился второй урок, ребята, просачиваясь мимо учительского стола с какими-то тетрадками, сдав их, стремительно выламывались из класса. — Крупный все-таки семиклассник пошел, - отметила Оля. Я зашла в класс и нашла глазами Славку. Он, стоя ко мне в пол-оборота, о чем-то говорил с двумя одноклассниками. Поскольку они увидели меня, он тоже оглянулся. Замер. Медленно подошел и сказал: — Машка приехала. Машка. Не может быть. Мы, как дураки, обнимались посреди класса. Моя Ольга, одноклассники и молодая учительница математики молча наблюдали весь этот спектакль. — Я ухожу, - сообщил всем Славка и, схватив портфель, потянул меня за руку из класса. — Кто это? – спросили его вслед. — Это Машка! - сказал он, не оборачиваясь. Целый день злой и желчный Канцлер из “Короля Матиуша” не отпускал мою руку. Потом наша компания увеличилась еще на три человека и наступил самый веселый, самый длинный и самый странный Новый год в моей жизни. Впочем, двадцать один год, это еще тот возраст, когда можно скатиться на попе с ледяной горки, сбежать со Славкой и Маринкой из-за праздничного стола на площадь с елкой и носиться там друг за другом, потому что никто из нас больше не мог есть оливье с расстегаями. Не мог, и все. Мы бы умерли, останься мы там еще на минуту. Когда я вернулась, меня ждала пачка писем. Писем было тридцать восемь. 26 декабря 1986 года мои брошенные дети сыграли “Сказку старого доктора” в театре мемориала пять раз и буквально через день разъехались по домам. Судя по письмам, какие-то слегка опрокинутые. Они писали, что Вагнер не отходил от них, утешал, хвалил, по плечику гладил, рассказывал всякие байки, вытирал им слезы и сопли за кулисами. И поэтому у них все получилось. “Как нам понравился Володя!” – писали они. Еще бы. _______________________________________
* стихи Александра Галича ** стихи Булата Окуджавы Фото из архива автора Публикуется с согласия автора ***
|