на главную

Малая артековская энциклопедия

О сокровищах "Миледи", бриллиантах королевы, контрабандистах и привидениях

Чертов домик в котором жила Жанна де Ла Мотт («Миледи»)На берегу моря, под самым боком у Аю-Дага, в густой зелени уютно притаился миниатюрный, почти игрушечный домик. Только нечто неуловимо старинное отличает его от сотен подобных полудомиков-полусараев, массово сдаваемых отдыхающим (всего за 10 у.е. в сутки) предприимчивыми аборигенами. Но курортники давно здесь не живут. Единственные его обитатели - прыткие ящерицы, принимающие солнечные ванны на его белых стенах. Да еще мрачные пауки, раскинувшие свои ловчие сети в арках окон. И совсем непонятно, почему местные жители издавна упорно называют это довольно милое сооруженьице «Чертовым домиком»..

Сейчас в этом здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева - основателя и первого директора .Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Но вряд ли автор столь радостного и светлого творения причастен к этому зловещему имени. Это прозвище намного древнее.

***

За свою более чем двухсотлетнюю историю этот домик видел самых разных постояльцев. Среди них и некая французская графиня Жанна де Ла Мотт Валуа. Жанна де Ла МоттСреднестатистическому украинцу это имя не скажет ничего. А вот литературную героиню, прообразом которой она стала, знают почти все. Это персонаж из "Трех мушкетеров" Александра Дюма - злобная и коварная помощница кардинала Ришелье леди Винтер, или же просто «Миледи». Скверный характер оригинала ничем не отличался от характера ее литературной копии. Поэтому и не удивительно, что прибежище этой дамочки окрестили "Чертовым домиком"...

Удивляет другое - каким таким ветром "Миледи"- де Ла Мотт занесло из сиятельного Парижа в этот в прямом и переносном смысле медвежий угол.

Летом 1786 году во Франции излюбленной темой для сплетен было только что завершенное в парижском суде "Дело об алмазном ожерелье"... Главным действующим лицом скандала была фрейлина королевы Марии Антуанетты, а по совместительству одна из фавориток короля, вышеупомянутая графиня Жанна де Ла Мотт.

Эта выдающаяся мошенница, используя свое положение при дворе, умудрилась присвоить алмазное ожерелье стоимостью 1 600 000 ливров. Цифра по тем временам баснословная. ожерелье королевы

Афера была проведена на высшем уровне. Графиня де Ла Мотт по большому секрету сообщила епископу Страсбурга кардиналу де Роану, что королева Мария Антуанетта хочет приобрести у парижских ювелиров Бёмера и Бассанжа дорогое алмазное ожерелье. Но по ряду причин сделать это лично она не может. Потому-де королева и просит его, кардинала де Роана, стать посредником в удовлетворении этого маленького женского каприза. В качестве доказательства Жанна де Ла Мотт предъявила фальшивое письмо. А после даже организовала для кардинала тайную ночную встречу с венценосной особой, роль которой успешно сыграла переодетая проститутка.

Кардинал, давно и безуспешно искавший способ восстановить свое пошатнувшееся положение при французском дворе, с радостью согласился и приобрел ожерелье у ювелиров, дав обязательство внести плату по частям.

Мошенничество было разоблачено когда настало время первого взноса. Никто де Роану денег, естественно, не передал, и обманутые ювелиры обратились непосредственно к самой королеве, которая с большим удивлением узнала о своем «тайном желании»...Мария-Антуанетта

Коварная графиня, заполучив заветное ожерелье, тут же переправила его в Лондон, к мужу. Там украшение было разделено на отдельные бриллианты и продано частями (заплатить аолную стоимость не могли даже многие монархи).

По приказу короля Людовика XVI излишне доверчивого кардинала арестовали и заточили в Бастилии. Впоследствии его хоть и оправдали, как не подозревавшего о злом умысле, но все же сослали подальше от Парижа, в отдаленный приход в Оверне. Кардинал

Саму же графиню подвергли порке, клеймению (помните лилию на плечике?) и приговорили к пожизненному заточению. Но птичка недолго сидела в клетке. При помощи высокопоставленных друзей Жанна де Ла Мотт вскоре бежит из тюрьмы Пелтиер и всплывает в Лондоне. И нет бы, притихнуть и спокойно жить-поживать, периодически продавая бриллианты из ворованного ожерелья. Графиня публикует скандальные мемуары, где щедро поливает грязью все королевское семейство. Последние, кстати сыграли значительную роль в разжигании пламени Великой Французской Революции.

Вскоре Франция потребовала от Британии выдачи беглянки. Об этом графиню предупредили друзья мужа, который в свое время служил жандармским офицером. Понимая, что французская охранка от нее теперь просто так не отстанет, Жанна де Ла Мотт инсценирует собственную гибель. Всем объявляется, что несчастная выпала с окна на втором этаже своего дома и разбилась. Смерть протоколируется в Ломбердской церкви Лондона, а на расположенном рядом кладбище сооружается фальшивая могила.

В 1822 году в Санкт Петербург приезжает пожилая француженка - графиня де Гоше де Круа. Дама ведет довольно скрытный образ жизни, лишь изредка появляясь в высшем свете. И, что интересно, тщательно избегает контактов с представителями французской колонии. Полностью избежать встреч с соотечествениками графине все же не удалось, она была опознана, и выяснилось, что графиня де Гоше де Круа и графиня Жанна де Ла Мотт - одно и тоже лицо. Вскоре после этого ее приглашает на аудиенцию император Александр 1. О чем в течение целого часа (время было точно запротоколировано в дворцовых документах) разговаривал русский царь с французской авантюристкой - неизвестно. Но после аудиенции графиня исчезает из Северной Пальмиры и вскоре году поселяется в маленьком, всего на одну комнатушку, домике, одиноко стоящем на берегу Черного моря. Столь странный выбор места жительства объяснялся просто: тогда это было единственное жилье на всем семикилометровом отрезке от Гурзуфа до Аю-Дага. Да и сам Южный берег Крыма еще только начал осваиваться Российской империей. Учитывая то, что правоохранительные органы сразу нескольких европейских государств жаждали встречи с преступной графиней, ей волей-неволей пришлось искать уединения. Можно только догадываться, что чувствовала Жанна де Ла Мотт, сменив роскошь и блеск европейских столиц на однокомнатную сторожку, построенную некогда местным мастером по выжиганию извести возле своих печей. Остатки этих печей были раскопаны в начале 60-х годов при строительстве одного из корпусов .Артека..Гурзуф в 1822 г. К.Рабус

Тогда нынешняя территория .Артека. принадлежала еще одному аристократическому отшельнику - польскому поэту Густаву Олизару. Правда, в отличие от француженки, прятался он не от правосудия, а от позора и несчастной любви. Незадолго до упомянутых событий гордый поляк просил руки Марии Николаевны Раевской и получил публичный отказ. Сочтя себя оскорбленным он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны.

Однажды, путешествуя побережьем, он имел неосторожность высказать вслух свой восторг окружающим пейзажем. Извозчик воспринял это как руководство к действию. Оперативно разыскав хозяина понравившейся барину местности - некого партенитского татарина Хасана, он явился с ним к Густаву Олизару. Так, неожидано для себя, всего за два рубля серебром, несчастный влюбленный стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага.

На новом месте графиня не успокоилась. Вскоре она берет под свой контроль всю контрабанду на побережье. Тогда же и закрепилось за ее жильем зловещее имя "Чертов домик". Как уже говорилось выше, тогда это было единственное человеческое жилье на всем участке между Гурзуфом и Медведь-горой. Можно понять, что чувствовали законопослушные поданные, глядя, как в ночи мерцает свет в одиноком окошке, причаливают таинственные фелюги, и шастают разные темные личности.

К чести графини следует сказать, что организованная ею тропа . через мыс Аю-Дага, горы, вглубь полуострова и далее, успешно действовала до конца двадцатых годов ХХ века -- пока советские пограничники не закрыли намертво границу.

Контрабандисты не единственная причина по которой жилище графини прозвали «Чертовым домиком». Жанна де Ла Мотт была одна из известнейших мистиков того времени. Ее учителем был сам граф Калиостро. Поэтому к ней часто приезжали высокопоставленные любители оккультизма, с которыми она совершала таинственные обряды.

Решив свои финансовые проблемы, Жанна де Ла Мотт, со всей присущей ей пылом и энергией занялась спасением собственой души. Благо грехов в прошлом хватало, да и в будущем предвиделось немало. Смиренная молитва и покаяние были явно не для ее кипучего темперамента. Графиня решила обращать в христианство местных мусульман.

Свежеиспеченная проповедница в компании с баронессой Крюденер, проживающей в Симеизе, и княгиней Голициной отправилась в турне по татарским поселкам полуострова.

Если верить воспоминаниям современников старушка была еще та. Никакого транспорта она не признавала и разъезжала исключительно верхом, да еще с двумя пистолетами за поясом.Такая мера вовсе не была излишней, так как всякого рода разбойного люда тогда хватало.

Однако дьяволу, видать, было очень жаль отпускать такую замечательную душу. В 1826 году во время одной из таких поездок конь под графиней споткнулся, она выпала из седла и разбилась. Случилось это возле поселка Эски-Крым. Там ее и похоронили.

Сразу после смерти Жанны де Ла Мотт в ее одинокий домик явились представители правопорядка с предписанием изъять всю переписку графини и, главное, обитую синим бархатом шкатулку, с которой француженка не разлучалась еще с времен пребывания в Лондоне. Старая служанка отдала письма, но ни шкатулка, ни немалые средства, получаемые авантюристкой от контрабанды, обнаружены не были. В симферопольском архиве до сих пор хранится так и не закрытое дело о поисках синей шкатулки.

По слухам, пристальный интерес к злополучной шкатулке объяснялся тем, что именно в ней Жанна де Ла Мотт хранила остатки знаменитого бриллиантового ожерелья Марии Антуанетты. Не исключено, что шкатулка и золото, заработанное на контрабанде, француженка припрятала по тогдашней моде - закопав в укромном месте где-нибудь поблизости. Во всяком случае, старожилы уверены, что "Белая леди" - самое известное из артековских привидений - это неприкаянная душа графини, стерегущая свои сокровища.

...На старом погосте под Эски-Крымом могильная плита с именем знаменитой авантюристки и бурбонскими королевскими лилиями (графиня была дальней родственницей короля) сберегалась до начала шестидесятых. А потом на месте старого кладбища разбили персиковый сад. Местное население растащило надгробия на хозяйственные нужды. Не исключено, что сейчас эта плита служит частью фундамента одного из домов в Старом Крыму, хозяева которого недоумевают - с какой это стати им снится ночами старинный Париж, сияющий Версаль, пышные королевские приемы и обитая синим бархатом шкатулка, полная бриллиантов...

(Использованы кадры из кинофильма "История с ожерельем" (The Affair of the Necklace), Картина К.Рабуса, "Гурзуф" (1822 г.), Парадный портрет королевы Марии Антуанетты)


***
(Дмитрий Полюхович, 1998 г.)

ВЕРНУТЬСЯ В "ЭНЦИКЛОПЕДИЮ"


ВЕРНУТЬСЯ В "БИБЛИОТЕЧКУ"


Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 KPblM.ru

Лагерное движение в России и за рубежом