на главную

Малая артековская энциклопедия

И еще раз об АБСОЛЮТЕ


Считая всех Артековцев коллегами-соавторами этого проекта, предлагаю рассмотреть вопрос о внесении уточнений в представление об образе Абсолюта и соответственно - в статью о нём.

Сегодняшние представления об этом Персонаже артековской культуры базируются на знаниях, наблюдения и рассуждениях, кратко сформулированных в энциклопедической статье:

Дух-хранитель Артека. Обитает на вершине Аю-Дага в старом дупле огромного дерева. Особые приметы – бородатый и усатый. Имеет карманные часы. Любит петь. Невидим. Существующая версия о преклонном возрасте А. не выдерживает никакой критики. Покажите мне старичка, способного ежедневно совершать спуск и восхождение на Аю-Даг? Не каждый молодой на такое способен! Инициалами А. расписывается лица детей, во время посвящения в артековцы. Песня об А. одна из самых популярных в лагере.

Детальное рассмотрение вопроса:

«Дух хранитель» - совершенно справедливое определение. Думаю – в этом никто не сомневается.

Теперь давайте разберёмся.
Понятие «Дух» используется в различных культурных традициях. Не выступая пока за отнесение Абсолюта к какой-либо из них, рассмотрим основные:

1) Религиозная. «Дух, Духовность, Духовная сущность» - понятия используемые практически во всех религиозных учениях. Мне больше знакомо Восточно-Христианское, поэтому, если позволите – на его примере. Существа, относимые к духовной сфере, в представлениях верующих не имеют каких либо препятствий в преодолении расстояний. Это относится и собственно к Духам, т.е. Ангелам, и к людям, перешедшим (по представлениям верующих) от земного существования к духовному. Не подключая агиографическую литературу (жития святых) приведу пример из художественной: Иван Шмелёв, «Поле Куликово». Преподобный Сергий Радонежский является в послереволюционное время одному из героев книги в местах Куликовской битвы и получает от него нательный крест погибшего воина. Затем он передаёт крест другому герою в Сергиевом Посаде. После встречи обоих героев выясняется, что между двумя событиями прошло несколько минут. Расстояние – сами понимаете – не пара километров…

2) Сказочная. Духи различных мастей – постоянные герои сказок: народных и авторских. И во всех случаях, независимо от времени написания и уровня развития цивилизации, транспортные проблемы их не беспокоят. Одна из групп «сказочных духов» - джины. Самый известный из них, пожалуй – Абдурахман ибн Хаттаб (он же - Хаттабыч). Как известно – значительные расстояния он преодолевал без особых проблем используя, как сказочные (ковёр-самолёт), так и технические (самолёт) ресурсы. Возраст его, сами знаете, был достаточно почтенным. А его брат, тоже не блиставший молодостью, совершал подъёмы аж в космическое пространство вообще без каких либо приспособлений.

3) Пионерско-бытовая. Ну кто, скажите, в пионерском возрасте, особенно – в летних лагерях, не был уличён в сем занятии. Ночью, в палате, возможно под кроватью, реже – сидя за столом, в кружок… Ножницы, катушка ниток, у более просвещённых в вопросе – блюдце. Вызывали? А то!!! Кого там? Компания известная: Пушкин, Толстой, Гоголь… И ни у кого не вызывало сомнения, что явится Лев Николаевич, несмотря на то, что его в это же время вызывают ещё и в соседнем корпусе, а минут через пять ему нестись в соседний лагерь, а потом ещё… Короче – лагерей много, а духов – раз два и обчёлся… Вот и мотались… причём – не одно десятилетие…

Исходя из вышесказанного предлагаю сделать вывод, что, учитываю Духовную сущность Абсолюта, его ежедневные подъёмы на Аю-Даг и почтенный возраст не могут вступать во взаимные противоречия. С каких бы позиций к рассмотрению вопроса не подходить.
Как вам кажется?

(О сущности Абсолюта размышлял "Добрый День!")


***

ВЕРНУТЬСЯ В "ЭНЦИКЛОПЕДИЮ"



Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 Лагерное движение в России и за рубежом