на главную

Старая подшивка

КОНТРАСТЫ АРТЕКА



Газета "Правда" 1969год 26 июня.

Не узнать ныне Артек. На месте нескольких брезентовых палаток, принявших 44 года назад первых босоногих жильцов, вырос веселый, яркий, многоэтажный город. Заботами партии и правительства Артек стал настоящей страной детства, пионерской республикой, в которой владельцы домов и пароходов, стадионов и игротек - юные ленинцы. За 4 с небольшим десятилетия здесь побывало 30000 ребят со всех концов страны.

Те, кому довелось когда-либо отдыхать в Артеке, сохранили в памяти не только запахи моря и можжевелового хвороста, вкус соленого ветра и печеной картошки. Первая школа граждан - ответственности, коллективизма, дружбы, интернационализма вот что такое Артек для детей. И, пожалуй, главный секрет славы этого лагеря, далеко перешагнувший границы нашей Родины, заключается именно в том, что пребывание в нем пионеров всегда было наполнено до краев весельем, романтикой, увлекательными делами.

За последнее время Артек гигантски вырос. В 1960 году по инструкции ЦК ВЛКСМ лагерь стал реконструироваться и строиться вновь. Комсомол вложил в него много старания, сил и средств. Теперь Артек объединяет 10 самостоятельных лагерей и принимает в год до 27000 пионеров. В летний период здесь отдыхают 4,5 тысячи школьников.

Естественно, этот рост требовал поиска наиболее эффективных методов работы и воспитательной и оздоровительной. Но что же такое нынешний Артек? Ежегодно Центральный совет Всесоюзной пионерской организации планирует в Артеке "целевые" смены. Лагерь принимает то командиров "Зарницы", то красных следопытов, то знаменосцев, тимуровцев, юных атеистов, вожатых октябрят. Это наложило отпечаток на всю деятельность лагеря. Однако новое направление всей работы не изучалось, не анализировалось с точки зрения современного воспитания детей. Органы просвещения и здравоохранения не были привлечены к изучению этих важнейших вопросов.

А когда нет теоретически обоснованного, глубокого и всестороннего подхода к проблемам жизни такого громадного и сложного организма, каким стал Артек, создается благоприятная почва для кустарщины в методах воспитания.

Конечно, активистам пионерских дружин поучиться друг у друга, обменяться опытом полезно. Но главное, что было всегда характерным для артековского педагогического почерка - умение развить у ребят за время пребывания в лагере инициативность, научить их творчески относиться к пионерской работе - теперь нередко подменяются стремлением дать им готовые рецепты, шпаргалки на все случаи жизни. В течении 2 месяцев участники сбора, допустим юнкоров, с утра до вечера занимаются выпуском стенгазеты, проводят пресс-конференции, разучивают песни, посвященные журналистам. И такого типа смены стали системой.

Между тем в Артек с мест направляется лишь небольшая часть школьников, имеющих хоть какое-то отношение к тому или иному мероприятию, задуманного Центральным пионерским советом. Можно ли считать слетом да еще всесоюзным, например, заезд в лагерь организаторов работы во дворах, если из 423 пионеров " Янтарной" дружины, занимались этим у себя дома 8 человек. В Центральном совете пионеров говорят: "Не умеют - пусть учатся… "Но трудно, наверное, добиться серьезного воспитательного эффекта, если пионера, которого тянет заниматься техникой или рисованием, заставляют изучать правила работы с октябрятами или обязывают петь, а у него нет голоса.

Партия всегда предостерегала от увлечения внешностью, формой в работе с пионерами. Такого рода увлечения имеют обратную сторону, отсутствие систематической и тактичной работы с ребенком, невнимание ко многим проблемам ,волнующим его.

Я приехала в Артек, когда здесь второй месяц длился всесоюзный слет юнкоров. Кончились торжества по этому поводу. Уехали организаторы слета - представители центральной детской прессы и радио. А дети остались.
......В "Кипарисном" идет смотр строя и песни. Отряд встает перед жюри. Шагают ребятишки по зеленому полю в буденовках, с яркими бантами. Поравнявшись с трибуной они поют: "Мы юнкоры - рыцари пера!". Позднее спрашиваю ребят: «Какие вы юнкоры? Красным следопытам хорошо с другой песней шагать!». Отвечают: «Мы хотели "Тачанку" разучить, да не успели. А юнкоровская еще раньше к слету требовалась».

В этом же лагере я видела, с какой завистью мальчишки провожали в ночные наряды на охрану государственной границы своих товарищей, которые были при полном воинском снаряжении.
»Вы почему не пограничники?» -спросила ребят. "Мы юнкоры".
«А не хотите быть пограничниками?» -«Еще бы!» - воскликнули хором. И курносый мальчуган поясняет: «Нас когда приехали, почему-то записали в юнкоры».

Вполне естественно, что мальчишкам не терпится пойти на море или в горы, хочется поиграть в футбол, порыбачить на зорьке. Но у лагеря есть утвержденный, расписанный по дням и часам план проведения слета, и отступить от него нельзя. Кроме того, у каждой дружины, каждого отряда намечены свои дела. Такая практика не способствует развитию у пионеров чувство хозяев организации, воспитанию самостоятельности, а это одна из важных задач пионерского движения.

Всем известно, как загружены нынче учащиеся. В Артек приезжают, как правило отличники, которые ведут к тому же в школе большую общественную работу. Но вот для отдыха у них остается мало времени. Слабо используются прекрасные природные условия Южного берега Крыма. Пионеры едва успевают участвовать в смотрах, показательных выступлениях, встречах.

В Артеке годами копился опыт работы с пионерами, найдены интересные формы сочетания отдыха детей с формированием их мировоззрения ,коммунистической убежденности. И как важно все это беречь, развивать, обогащать! Тем более, что в 2000 работниках лагеря немало отличных педагогов, настоящих организаторов детворы, носителей прекрасных Артековских традиции.

…В один по- южному темный вечер над берегом разнеслись сигналы горнов: "Слушайте все! Слушайте! "Будто притихло бушевавшее море, замерли кипарисы, устремившие ввысь стволы-стрелы. И тут к строгому камню-граниту с высеченными на нем именами артековцев-героев Великой Отечественной Войны под дробь барабанов, чеканя шаг, устремились колонны юных ленинцев.

Приспущены знамена. Блики факелов освещают взволнованные лица ребят. Медленно двигаются представители отрядов. Они бережно поддерживают на руках длинное полотнище, сотканное из цветов, собранных поутру в горах. А звонкий мальчишечий голос, перемешанный с ветром, все повторяет и повторяет "Помните! Во имя живых -помните!"

Но вот возложены к памятнику сверстникам-героям цветы. Замерли колонны пионеров. Командиры отрядов, опускаясь на колени, преклоняются перед знаменами. И над лагерем трижды звучит многоголосое эхо клятвы детей на верность Родине.

Эту пионерскую линейку в традиционный артековский День Памяти пионеров-героев мне довелось наблюдать в лагере "Лазурном". Она длилась 15 минут. Но эмоциональное воздействие ее на детей было настолько сильным, что, конечно же, эти пионеры, как и мы когда-то, запомнят такой день, через жизнь пронесут в сердце артековскую присягу.

К сожалению, подобные линейки, костры, сборы, оставляющие у ребенка глубокий и яркий след, проводятся не часто. Все дело в том, что воспитатели не могут в полной мере вложить в работу с детьми свои знания, опыт. Ведь любой артековский слет сопровождается приездом десятков представителей Центрального совета пионеров, которые организуют работу по своему усмотрению. Вожатые при этом вынуждены довольствоваться ролью "исполнителей" .Обилие централизованных мероприятий, проводимых в Артеке, не способствует развитию инициативы, творчества артековских вожатых, готовность их отвечать за работу с детьми. Отсюда штампы и каноны в воспитании.

Осложняют воспитательную работу с детьми и недостатки в развитии материальной базы. Тенденция гигантомании, стремление к ненужной шумихе, положенные в прошлом в организацию "нового Артека", не могли не сказаться на его проектировании, строительстве. В результате добрые намерения принимать в Крыму как можно больше ребят превратились в некую самоцель. Создалась "диспропорция" в развитии Артека: ввод жилых помещений значительно опередил окончание строительства всех других служб. Юным жителям лагеря стало тесно на побережье. Им по существу негде заняться любимым делом, почитать книжку, собраться кружком, - в новых лагерях нет пока пионерских комнат, библиотек, помещений для игры, закрытых бассейнов и спортзалов.

Руководители Центрального пионерского совета, увлеченные общими мероприятиями, числом "организованных" и охваченных ребят, прошли мимо таких показателей: за последние 5 лет в Артек было принято 4.327 сотрудников, а покинули лагерь за это же время 3.342 человека. Ежегодно двое из каждых 3-х отрядных вожатых сменяются. Это связано с тем, о чем уже говорилось, и с материально-бытовыми условиями жизни воспитателей.. На ведущих вожатых, руководителей лагерей и комплексов, а это в основном люди с высшим педагогическим образованием, не распространяются льготы, установленные государством для учителей; труд отрядных вожатых не приравнен в оплате к труду воспитателей школ-интернатов. У Артека нет ведомственной жилплощади, какой располагает, например, лагерь "Орленок". Решив эти проблемы, можно было направить для работы в Артек лучших комсомольцев-педагогов, производственников, практиков пионерского движения. Лагерю нужны затейники, романтики, способные увлечь мальчишек и девчонок интересными и полезными делами. Трехмесячными курсами по подготовке вожатых ,которые сейчас действуют в Артеке, не обойтись.

И последнее. Когда-то пионеры сами решали, кто из дружины заслужил право провести месяц-два во всесоюзной здравнице. Были долгие споры, а иногда и слезы. Но зато в Крым приезжали настоящие пионерские делегаты. Теперь же отряд и дружины лишены права определять, кого из своих товарищей направить в Артек, - все это делают за них местные комсомольские организации. Дело дошло до того, что кое-где путевки разыгрываются по лотерее. Вызывает серьезные сомнения и сложившаяся практика распределения платных путевок, их соотношение с бесплатными. В летний период путевка в Артек довольно высокой стоимости. На льготных условиях в это время попадает в лагерь чрезвычайно мало ребят. Из 860 пионеров, отдыхавших прошлым летом в "Полевом" и "Лесном", более 60% приехали по путевкам, приобретенным для них родителями за полную стоимость.

В последние годы значительно окрепла экономика колхозов и совхозов. Многие из них, бесспорно, с радостью приобрели бы путевки в Артек за счет хозяйств для лучших ребят из сельских школ. В связи с экономической реформой промышленные предприятия тоже могли бы направлять во всесоюзную здравницу детей своих работников. Именно летом надо посылать в Крым побольше учащихся из северных районов страны, Сибири, Дальнего Востока, воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Словом, проблем, ждущих своего решения у Артека немало и рассматривать их надо в комплексе, с участием всех заинтересованных сторон: комсомола, министерства просвещения и здравоохранения, Академии педагогических наук, строительных и проектирующих организаций. В первую очередь предстоит разработать и принять положение об Артеке, в котором четко определить цели и задачи лагеря, направления его воспитательной и оздоровительной деятельности. Комсомол недавно укрепил руководство "пионерской республики". Новые люди, возглавляющие Артек, нуждаются в добром слове, совете, а главное - в деловой поддержке, помощи, чтобы замечательный лагерь был во всех отношениях образцовым центром отдыха и коммунистического воспитания юных ленинцев.

Т. Матвеева

***

Прислала В. Серебрякова (Саратов)

ВЕРНУТЬСЯ В БИБЛИОТЕЧКУ



Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 KPblM.ru

Лагерное движение