Об Артеке Артековские байки Библиотечка Пресс-обзор Журнал «АРТЕК» Гостевая
Комиксы Фотоальбом Наши расследования Наши коллекции Фоторепортажи Форум
Древности Артека
Скалы Адалары – кладбище затонувших кораблей


В 1995-96 гг. подводно-археологическая экспедиция Киевского университета имени Тараса Шевченко продолжила исследование береговой черты Южного берега Крыма между горой Кастель и мысом Ай-Тодор начатые в 1991 году. Нами был обследован участок шельфа в Гурзуфской котловине между г.Аю-Даг и скалой Дженевез-Кая.

Вся территория Гурзуфской котловины была с древних времен густо заселена. История этих мест отражает сложную и богатую событиями жизнь народов, заселявших эти берега с древних времен. Письменные источники дошедшие до нас из глубины веков очень скупы. И только археологические разведки и раскопки начатые здесь с XIX века позволили расширить наши знания о жизни этого региона. Они зафиксировали ряд античных и средневековых поселений, монастырей и укреплений(Кеппен, 1837; Репников, 1907; Домбровский, 1974, 1975; Баранов, 1975,1990; Паршина,1991; Мыц, 1991; и др.):

· Под горой Аю-Даг располагались два поселения. Одно в урочище Осман, а другое на юго-западном плече горы с выходом прямо на берег. Время возникновения датируется археологическим материалом IV в. до н.э. В XIV веке они погибли под обвалом и оползнем вызванным одним из крупных крымских землетрясений сведения о котором дошли до нас по письменным источникам.

· Выше по плоскогорьям Главной гряды проходил древний путь открытый в 1981 году при археологических исследованиях этого района.Обломки античных кувшинов и амфор найденые археологами у Адалар Там же на перевале Гурзуфское седло находится уникальный археологический памятник - святилище аборигенного населения Таврики.

· В VI веке в Гурзувитах на берегу была построена крепость ставшая одним из крупных форпостов Византии. Упоминания о ней мы находим в трактате "О постройках" Прокопия из Кесарии. Археологические раскопки на территории крепости, которая локализуется на скале Дженевез-Кая, в 1956-1966 гг. позволили получить новые сведения о жизни населения этого района Таврики.

· В VI-X вв. выше Гурзувит на скале Гелин-Кая располагался исар, который входил в оборонный комплекс средневекового населения Таврики, что подтверждается последними археологическими исследованиями.

· Между Аю-Дагом и Гурзувитами находилось еще два средневековых поселения датируемые VIII-IX вв. Одно на территории пионерского лагеря "Артек", а другое на холме бывшего имения "Суук-Су".

Наличие такого количества археологических памятников вокруг горы Аю-Даг свидетельствует о важном значении этого района в истории Таврики и требует комплексного подхода к изучению его освоения, что обязательно включает подводные исследования, которые дают возможность получить дополнительные сведения о торговле и экономике данного района, связать подводный археологический материал с исследованными прибрежными памятниками и в ряде случаев уточнить хронологические рамки существования последних, обнаружить и обследовать места древних кораблекрушений, содержащие ценные исторические сведения.

Обломок античной амфоры, найденый археологами у АдаларПодводную разведку проводили аквалангисты научно-учебного центра подводной археологии Киевского университета:
Богдан С, Казачков М, Овенко А, Пилипенко Ю, Поправка Д, Фоменко Е, Метелкин Н, Ковальчук Е.(врач экспедиции).
Обмерные работы объектов и археологического материала выполнили: Стороженко Н, Иванов С, Пилипенко А, Бойко О, Соломянная С, Сюмар В, Лященко О, Козина И.

Большую помощь в работе экспедиции оказали сотрудники морского причала МДЦ “Артек”- Черный Ф.С, Красиловский Ю.А, Фролов А.В.

При обследовании применялась следующая методика:
аквалангисты использовали полосовой поиск с визуальным осмотром дна вдоль ходовых тросов, размеченных через метр. Во время прохождения маршрута производилось описание характера дна и измерение глубин. Контрольные и рекогносцировочные маршруты иногда проводились по подводному компасу. Створы обычно задавались с берега параллельно друг другу. Привязку к координатной сетке проводили к точкам на бетонной набережной. Площадки удаленных от берега участков ограничивались буями и маршруты на них проводились по подводному компасу или ходовому тросу, и контролировались по сигнальному бую аквалангиста. Отмечаемые буйком точки наблюдения засекались с берега теодолитом. Подводные участки с археологическим материалом картографировались. Между тросами передвигали сетку из одинаковых квадратов, материал помечался пластмассовыми бирками. Аквалангисты оснащенные специальной доской для записей под водой, с уменьшенным в масштабе планом участка, плавали над сеткой и фиксировали положение находок. Обломки античных кувшинов и амфор найденые археологами у Адалар С плавсредства измерение глубин проводилось с помощью эхолота Ultra IIID (Eagle), который позволял наблюдать на экране дисплея характер дна в двумерной и трехмерной проекции. Кроме того при обследовании применялся подводный металлоискатель “PI 3000” фирмы Whit’s Electronics (UK) Ltd. При исследованиях также применяется разное вспомогательное оборудование изготовленное членами научно-учебного центра подводной археологии Киевского университета. Аквалангисты использовали легководолазное снаряжение и оборудование отечественного производства: акваланги “Украина-2” (г.Луганск), гидрокостюмы мокрого типа (г.Киев), компрессорная станция на шасси легкового прицепа с компрессором ЭК2-150 (г.Мелитополь) и самодельные компенсаторы плавучести (на базе авиационных спасательных жилетов).

Волнения в прибрежной зоне исследуемого района определяется в основном ветровым режимом, конфигурацией берегов и особенностями топографии дна. На участке между городами Ялта и Алушта волнение восточных, юго-восточных и южных румбов имеет повторяемость 90%. Теплая половина года (апрель-октябрь) характеризуется слабыми переменными ветрами, частыми штилями, хорошо развитой бризовой циркуляцией. Штормы отмечаются редко и в основном восточного направления.(Блатов, Иванов, 1992). На отрезке берега между мысом Аю-Даг и скалой Дженевез-Кая единственным местом для защиты кораблей от штормовых волн этого направления является юго-западный склон горы Аю-Даг и скалы Адалары.

За время работы экспедиции 1995-96 гг. при обследовании шельфа в Гурзуфской котловине между горой Аю-Даг и скалой Дженевез-Кая большое скопление археологического материала обнаруженно только вокруг скал Адалар. В других местах на этом отрезке берега он встречается единичными фрагментами средневековой керамики. Следует отметить, что отсутствие под водой вдоль берега археологического материала вызвано проведением работ по укреплению и благоустройству береговой черты начатых в 1965 году (установка волнорезов, насыпка галечных пляжей и т.д.). До проведения этих работ местные жители неоднократно находили на берегу и под водой древнюю керамику, монеты, моливдовулы и др.

Острова Адалары
Обломки античных кувшинов и амфор найденые археологами у АдаларЭтот участок вызывает особый интерес в связи с обнаруженными здесь находками. Специфический ветровой режим под Главной грядой Крымских гор, сложная гидрологическая обстановка возле островов делает этот район особенно опасным для парусных судов в каботажном плавании. При обследовании на дне обнаружены якоря, многочисленные обломки керамики, главным образом средневековой и частично античной. Керамика античного времени обнаружена с западной стороны скал Адалар. К самому раннему относятся ножки пантикапейских и гераклейских амфор широко известных в Северном Причерноморье. Они датируются IY-III вв. до н.э. Анализ других амфор позволяет их разделить на несколько типов: К первому типу относятся фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, высоким, несколько раздутым горлом, с венчиком в виде округлого валика. Подобные амфоры широко распространены на памятниках Северного Причерноморья и на поселениях низовьев Днепра в слоях Iв. до н.э.- I в.н.э. Второй тип представлен амфорой с яйцеобразным корпусом, длинным узким горлом с валикообразным венчиком и профилированными ручками. Они датируются I-II вв. Находки этих амфор известны в Танаисе и Ольвии. Третий тип это амфоры с реберчатым корпусом, широким горлом и профилированными ручками. Черепок бежевый. Датируются II-III вв. Встречаются на Боспоре, в Ольвии и Румынии. Четвертый тип это амфоры с конусообразным горлом и высокими ручками, поверхность горла с рифлением, желобки рифления широкие с мягкими переходами. Черепок оранжевый. Датируются III - IY вв. Находки этих амфор известны в Тире, в Ольвии, на Афинской агоре и Румынии. К пятому типу относится амфора с невысоким узким горлом, одной плоской сверху ручкой и венчиком срезанным сверху. Черепок бежевый. Встречаются в Ольвии, в Румынии, в Афинской агоре.
Среди подъемного материала встречены также фрагменты высокогорлых амфор с различными формами венчиков и профилированных ручек, разнообразные днища остродонных амфор античного времени.

Амфоры средневекового времени обнаружены в основном с восточной стороны скал Адалар. За два года нами собран подъемный материал, основная масса которого принадлежит к широко известным типам: Тип I. Это фрагменты амфор с цилиндрическим корпусом и широким горлом с характерным уступом под венчиком, ручки профилированные. Отличаются между собой небольшими отклонениями в диаметре и высоте горла, изгибом ручек, но сохраняют общую форму характерную для массового стандартного производства неизвестного керамического центра в период VI-VII вв. Их находки известны в Херсоне, в Румынии, в Болгарии и на Афинской агоре. Тип II. Это остродонные амфоры с коническим корпусом, расширяющееся книзу горло заканчивается подрезанным снизу венчиком, ручки короткие, в сечении овальные и крепятся посередине гофрированного горла, тулово крупное, поверхность с легким рифлением. Черепок светлый. Датируются V-VII вв. и встречаются в Херсоне, в Болгарии и на Афинской агоре. Тип III. Представлен фрагментом амфоры-корчаги с петлевидными ручками, невысокое горло с округлым краем, на корпусе четкие, неширокие желобки. Черепок коричневый. Средневековые жернова, найдены археологами у АдаларДатируется VI-VII вв. и встречаются в Херсоне, в Болгарии и Румынии. Тип IV. Это фрагменты амфор с воронкообразным горлом и гребенчатым рифлением в верхней части корпуса, ручки в сечении овальные, черепок оранжевый. Амфоры данного класса имеют общую датировку: V -первая половина VII в. Встречаются в Херсоне, в Болгарии и Румынии. Тип V. Это фрагменты амфор с яйцевидным туловом и бороздчатостью на стенке корпуса, короткое горло, ручки присоединены верхним концом непосредственно под венчик или чуть ниже, в сечении они овальные или с ребром на наружной плоскости, венчик в виде валика, цвет черепка от красно-коричневого до оранжевого. Этот тип амфор в различных вариантах встречается по всему побережью северного Причерноморья в VIII-X вв. Тип VI. Это фрагменты амфор с высоким конусообразным горлом, расширяющийся венчик с плоским верхним краем, на стенке мелкое зональное рифление, ручки имеют продольное ребро. Черепок оранжевый. Эти амфоры относят к так называемому причерноморскому типу имеющему разные варианты. Датируются VIII-IX вв. Находки известны в Херсоне и по Южному берегу Крыма. Тип VII. Это круглые сосуды в виде низкого цилиндра, одна сторона их плоская, другая (лицевая)-сильно выпуклая, в верхней части фляги имеют узкое горло и две ручки. Датируются VIII-IX вв. Встречаются в городище Тепсень, на Чабан-Куле, под Новочеркасском и на Дону. Тип VIII. Это амфоры-кувшины с плоским дном. Они имеют вытянутое тулово с одной или двумя плоскими и широкими ручками. Венчик разнообразной формы. Внутренняя поверхность осмолена. Черепок оранжевого и коричневого цвета. Они датируются IX-XI вв. Тип IX. Это фрагменты амфор X в. Широкое и короткое горло, ручки массивные, почти круглые в сечении, имеют угловатый перегиб и присоединены к горлу под самым венчиком, который очень слабо выражен. Черепок светло-оранжевый. Тип X. Это фрагменты амфор X-XII вв. Они имеют грушевидное тулово, вертикально поднимающиеся и уплощенные в сечении ручки достигают уровня венчика или несколько выступают над ним, венчик напоминает отложной воротничок. Черепок светло-оранжевый. Этот тип был распространен на побережье северного Причерноморья. Тип XI. Это фрагменты амфор XII-XIV вв. Горла почти нет, массивные овальные ручки, венчик не выражен. Встречаются в Херсоне, в Партените и Судаке.
На отдельных амфорах встречены граффити. Амфоры импортного производства из различных центров расположенных по берегам бассейна Черного, Азовского и Средиземного морей составляют 95% всех находок.
Характер находок состоящих из отдельных сосудов и место их обнаружения свидетельствует скорее всего о кораблекрушениях. Пока трудно точно определить количество судов затонувших в этом месте. По предварительным подсчетам можно говорить о 5-6 кораблях.
ИТОГИ
Анализ подводного археологического материала и данных полученных в ходе экспедиции позволяет сделать следующие выводы:
1. На отрезке береговой черты от горы Аю-Даг до скалы Дженевез-Кая перспективным местом для подводных исследований являются скалы Адалары - место древних кораблекрушений.
2. Анализ подводно-археологических исследований последних десятилетий в бассейне Средиземного и Черного моря, итогов работ нашей экспедиции на ЮБК и наблюдения за плаванием парусных судов вдоль ЮБК позволяют ответить на некоторые вопросы, которые возникают при чтении древних письменных источников описывающих мореплавание по Черному морю и жизнь населения Таврики. Почему в античный период при плавании вдоль берега от Херсонеса до Феодосии торговые суда шли в каботажном плавании через район с высоким уровнем пиратства и наличием достаточного количества прибрежных подводных рифов? Это при том, что греческие мореходы хорошо освоили плавание в отрытом море в течении нескольких суток и на расстояния до 400 километров.(Максимова 1954; Гайдукевич 1969).
Наша версия такого режима плавания:
причиной этого был специфический ветровой режим Южного берега Крыма, который расположен под Главной грядой Крымских гор. Прижимаясь ближе к берегу суда прятались от мощных ветров дующих с Главной гряды, которые могли их унести в открытое море и в случае шторма не дать приблизиться к берегу для укрытия за каким-то мысом. А тяжело груженное судно в открытом море во время шторма имело большую вероятность погибнуть, чем у берега от пиратов-тавров. О чем свидетельствуют многочисленные находки целых амфор, пифосов и других вещей корабельного груза в тралах сейнеров занимающихся рыбной ловлей вдоль ЮБК (глубины находок 60-80 м. на расстоянии от берега 2-3 км.). Изучение этих кораблекрушений разбросанных вдоль Южного берега Крыма задача следующего тысячелетия и новых подводных технологий.
3. На основании наших исследований теперь видно, что вполне была обоснована гипотеза Л.В.Фирсова по этимологии названия Гурзувиты - которое переводится с древнегреческого языка как зловещий, злополучный, несчастный,.(Фирсов 1990: 153).
4. Вызывает интерес наличие пифосов среди груза корабля. Это еще один факт подтверждающий перевозку крупных пифосов по морю на большие расстояния. До этого уже было известно несколько находок античных фрагментов синопских пифосов в Херсонесе и Ольвии и колхидских в Нимфее. Также интересна гипотеза, что они служили как тара для перевозки смолы и воска.

О том, как археологи работали в Артеке, можно посмотреть в нашем фоторепортаже "В поисках затонувших кораблей"

Книга почЕтных гостей "Артека"
Бесплатные гостевые книги. Бесплатный форум.

Фотографии Артека от Виктора Лушникова Бесплатные гостевые книги. Бесплатный форум.

лагерь Зеркальный